• Мейерхольд ​Всеволод Эмильевич, режиссёр

    Александр Головин. Портрет Мейерхольда

    Всеволод Эмильевич Мейерхольд родился 28 января (9 февраля) 1874 г. в Пензе в семье винозаводчика. Немец.

    Имя при рождении - Карл Казимир Теодор Мейергольд. Крещён в православии в 1895 г. под именем Всеволод.

    Эмилий Фёдорович Майергольд (ум. 1892), винозаводчик. Лютераснского вероисповедения

    Мать - Альвина Даниловна Майергольд (урождённой Неезе).

    • 1895 г. - окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию, в которой позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин (здание гимназии по ул. Володарского, 5 сохранилось, сейчас в памятнике истории и культуры федерального значения располагается управление образования Пензы).
    • После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия, Мейерхольд принял православие с именем Всеволод. .
    • 1896 г. - перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко.
    • В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского.
    • В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплёва, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» Шекспира (1898), Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», Иоганнес в «Одиноких» Гауптмана.
    • В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Новая драма (Товарищество новой драмы)».
    • В 1902-05 годах было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Сeвaстoпoля, Николаева.
    • В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка, «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве
    • Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику
    • Годы спустя, в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студию закрыли, Мейерхольд вернулся в провинцию.
    • В 1906 году Вера Комиссаржевская пригласила его в Петербург - стать главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице. За сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева.
    • В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Спектакль стал началом «театра условности» в России. Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными
    • В 1912 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. В имении писательницы Марии Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä) нашли прекрасный сад: от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка.
    • Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Затею не воплотили по техническим причинам, спектакль поставили в помещении. Но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») занимала Мейерхольда
    • В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» Кнута Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Эрнста Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Артура Пинеро (1914), «Зелёное кольцо» Зинаиды Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917). В 1911 году поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» (художник — А. Я. Головин, балетмейстер — М. М. Фокин).
    • Мейерхольд с радостью принял власть большевиков, в 1918 году сам вступил в РКП(б).
    • Поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского (1918 год). В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, поставил пьесу Блока «Незнакомка».
    • С мая 1919 по август 1920 года жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка.
    • Заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского (сентябрь 1920-февраль 1921).
    • В 1920 году начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь». Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений, и в 1921 году использует этот термин для занятий сцендвижением. В 1921 году поставил вторую редакцию Мистерии-Буфф в Москве.
    • Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) создали в Москве в 1920.
    • Первоначальное название - Театр РСФСР-I, с 1922 - Театр Актёра и Театр ГИТИСа, с 1923 - Театр им. Мейерхольда (ТиМ); в 1926 театру присвоили статус государственного
    • Параллельно Мейерхольд руководит Театром Революции (1922-24).
    • В 1928 году ГосТиМ едва не закрыт: режиссера заподозрили в эммиграции. Отправившись с женой за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, Мейерхольд задержался во Франции. В тот же период из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский. Мейерхольда заподозрили желании остаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр
    • В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом. Михаил Чехов встречался с Мейерхольдом в Берлине, вспоминал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности».
    • В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо, где обвинила его, что он не разбирается в искусстве.
    • 8 января 1938 года театр закрыли. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года.
    • В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто».
    • Мейерхольд высоко ценил дарование композитора Сергея Прокофьева, неоднократно пытался поставить оперу «Игрок», балет «Стальной скок», однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой «Семён Котко».
    • 20 июня 1939 г. Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД.
    • 15 июля 1939 г. - жена 3инаида Райх убита неустановленными лицами.
    • После трёх недель допросов и чекистских пыток Мейерхольд подписал нужные следствию признательные показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР.
    • В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову из заключения: "…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…"
      • Есть версия, что после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом якобы утопили в нечистотах. Для отчётности написали, как положено: расстрелян, кремирован похоронен в общей могиле. Причина такой жестокости: Мейерхольд не подписал бумагу о троцкистском заговоре, в котором якобы участвовали Эренбург, Леонов, Пастернак, Катаев, Эйзенштейн, Шостакович и многие другие - и их не тронули. После пыток он подписал бумагу только на СЕБЯ, чем страшно разозлил чекистов.
    • Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года, приговорен к расстрелу.
    • Казнен 2 февраля 1940 г. Прах захоронен в "Общей могиле № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930-42“ Нового Донского кладбища (Донской район)
    • По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанному лично Сталиным, тогда расстреляли 346 человек. Их тела кремировали, и прах, ссыпанный в общую могилу
    • В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

    Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».

    Народный артист Республики (1923).

    Первая жена - Ольга Михайловна Мунт (1874-40). Дочери: Мария (1897-29), Татьяна (1902-86) и Ирина (1905-81). Вторая жена (с 1922) Зинаида Райх (1894-39)

    Роли в театре:

    • 1892 — «Горе от Ума» А. С. Грибоедова. Пензенский кружок любителей театрального искусства — Репетилов
    • 1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёры-постановщики К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Василий Шуйский
    • 1898 — «Венецианский купец» У. Шекспира — принц Арагонский
    • 1898 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Треплёв
    • 1899 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоанн Грозный
    • 1899 — «Антигона» Софокла — Тирезий
    • 1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоганнес
    • 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Тузенбах
    • 1907 — «Балаганчик» А. А. Блока — Пьеро

    Режиссёрские работы:

    • 1906 — «Сестра Беатриса» Мориса Метерлинка театр В. Комиссаржевской
    • 1906 — «Гедда Габлер» Генрик Ибсен театр В. Комиссаржевской
    • 1906 — «Балаганчик» А. Блока, театр В. Комиссаржевской
    • 1913 — «Электра» Р. Штрауса, Мариинский театр. Художник А. Я. Головин
    • 1918 — «Мистерия-Буфф» В. Маяковского
    • Театр РСФСР-1 (Театр Актёра, Театр ГИТИСа)
    • 1920 — «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым). Художник В. Дмитриев
    • 1921 — «Союз молодёжи» Г. Ибсена
    • 1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского (вторая редакция, совместно с В. Бебутовым)
    • 1922 — «Нора» Г. Ибсена
    • 1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Художники Л. С. Попова и В. В. Люце
    • 1922 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссёр С. Эйзенштейн
    • ТиМ (ГосТиМ)
    • 1923 — «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова
    • 1924 — «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Фёдоров
    • 1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов
    • 1924 — «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Фёдоров.
    • 1925 — «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепяннов, П. В. Вильямс
    • 1926 — «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов.
    • 1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). Художник С. М. Ефименко
    • 1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков
    • 1928 — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев.
    • 1929 — «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор — Д. Д. Шостакович.
    • 1929 — «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова.
    • 1930 — «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Ф. Зайчиков, С. В. Козиков, А. Е. Нестеров, Ф. П. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда; художники В. В. Калинин, Л. Н. Павлов
    • 1930 — «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова; композитор В. Шебалин.
    • 1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова
    • 1931 — «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков
    • 1933 — «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков
    • 1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков.
    • 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков
    • 1935 — «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова). Художник В. А. Шестаков
    • В других театрах
    • 1917 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Александринский театр
    • 1923 — «Озеро Люль» А. Файко — Театр Революции
    • 1933 — «Дон Жуан» Мольера — Ленинградский театр госдрамы
    • 1935 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — радиоспектакль.

    Фильмография

    • «Портрет Дориана Грея» (1915) — режиссёр, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри
    • «Сильный человек» (1917) — режиссёр
    • «Белый орёл» (1928) — сановник

    Память:

    • В Пензе 24 февраля 1984 года был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» , в котором с 2003 года работает Театр Доктора Дапертутто.
    • памятник в Пензе (1999)
    • В честь 140-летней годовщины со дня рождения В. И. Мейерхольда в Санкт-Петербурге на ул. Бородинская д.6 (в Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта), 10 февраля 2014 года была открыта памятная доска в зале, где работал Мейерхольд

    Сочинения:

    • К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского на сцене Александринского театра: Речь режиссёра к актёрам // Любовь к трём апельсинам. 1916. № 2-3.
    • Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая: 1891—1917 — Часть вторая: 1917—1939 М.: Искусство, 1968.
    • Лекции. 1918—1919 / Тексты подготовлены Н. Н. Панфиловой, Е. П. Перегудовой, З. П. Удальцовой, О. М. Фельдманом. М.: ОГИ, 2001.


    Reply Follow