• Три уникальных надгробия отреставрируют на Донском кладбище

    Кенотаф 1952 года. Василий Майков

    На Донском кладбище три уникальных надгробия:

    Эти объекты представляют большую мемориальную и художественную ценность. За долгие годы на надгробиях образовались трещины и сколы, осадки размыли фундаменты постаментов. Во время работ специалисты расчистят все поверхности, укрепят основания, заделают трещины и сколы, восстановят утраченные элементы. Все памятники покроют антисептическими и водоотталкивающими составами, которые защитят их. Работы планируют закончить до конца 2021 года.

    О Донском кладбище - donskoy-msk.ru/wiki/d/21825

    О надгробиях:

    • Известный русский поэт, баснописец и драматург Василий Майков (1728-1778)
      • Был похоронен на кладбище Донского монастыря, однако где именно — неизвестно. Поэтому в 1952 году установили кенотаф. Мемориал выполнен в форме жертвенника из черного габбро-диабаза (одна из разновидностей вулканической горной породы). Это каменная тумба с высоким цоколем и фронтоном, увенчанная вазой. Надпись "поэт Василий Иванович Майков" выполнена в новой орфографии. К тумбе примыкает цветник, сделанный из того же материала. В 2016 году памятник сильно пострадал от урагана. На него упало дерево, цветник откололся от тумбы, а ваза разбилась. Во время реставрации памятник восстановят по архивным документам и фотографиям.
    • Секунд-майор Василий Баскаков (1765-1794) и поручик Петр Баскаков (1769-1794)
      • Братья умерли с разницей в четыре месяца. Старшему было 29 лет, а младшему — 25. В честь рано умерших братьев Баскаковых в конце XVIII века был установлен необычный монумент: дерево, будто бы растущее из каменной глыбы. Однако часть ветвей его обрублена. Камень символизирует гору Голгофу, на которой распяли Христа. А дерево с утраченными ветвями — род Баскаковых, потерявший двух своих представителей. На основании памятника, которое символизирует гору Голгофу, высечена памятная надпись: «Под камнем сим погребены тела Баскаковых: всеусердный залог материнской любви». Подобные мемориалы встречаются редко. По мнению специалистов, их устанавливали на могиле последнего представителя рода по мужской линии, после кончины которого родовая ветвь пресекалась. Исторический облик памятника практически полностью сохранился до наших дней, повреждены лишь надписи на нем.
    • Дворянка Елизавета Ивановна Барышникова (1772-1806).
      • Была супругой дворянина Ивана Ивановича Барышникова, богатого помещика и владельца усадеб в Смоленской губернии. В браке родились 13 детей, из которых шестеро умерли во младенчестве. Елизавета Барышникова скончалась на 34-м году жизни, спустя полгода после рождения 13-го ребенка. Памятник выполнен из красного кварцита в виде стелы. Надгробие украшают мраморные скульптуры купидонов и бронзовый горельеф, выполненный в античной традиции. Памятник создан по мотивам античных надгробных памятников. На одной из его сторон можно увидеть бронзовый горельеф, изображающий сцену прощания семьи с усопшей. Древнегреческий бог Хронос, олицетворяющий время, уводит женщину в царство мертвых. Мать и жену провожают плачущие дети, скорбящий муж и родственники. На постаменте установлена белокаменная плита, на которой высечена эпитафия:
        • «Супругу нежную и истинного друга,
        • Мать, посвятившую жизнь для детей своих,
        • Оставившую свет еще в цветущих летах,
        • Оплакивают муж и семеро детей».
      • Венчает памятник скульптурная композиция из серого мрамора. Она изображает двух купидонов (путти) с траурной урной. Надгробие создал выдающийся скульптор-монументалист Василий Демут-Малиновский. Памятник сохранился в удовлетворительном состоянии, на горельефе утрачена одна детская фигура, также есть повреждения у мраморной скульптуры надгробия.


    Reply Follow