С президентом России В.Путиным Источник фото Kremlin.ru
Татьяна Михайловна Лиознова (отчество при рождении — Моисеевна) родилась 20 июля 1924 года в Москве. Еврейка.
Отец — Моисей Александрович (Аронович) Лиознов (1894—1941), инженер-экономист, родом из еврейской земледельческой колонии Весёлое Херсонской губернии, вырос в Мелитополе; участник Первой мировой войны, ефрейтор 52-го пехотного Виленского полка, был ранен (1914). Пропал без вести на фронте в декабре 1941 года, в ополчении
Мать — Ида Израилевна Лиознова (1899—1978), родом из Корюковки Сосницкого уезда Черниговской губернии, как и муж выросла в Мелитополе. Согласно эвакуационным документам военного времени, до войны работала экономистом в главном управлении материально-технического снабжения (Главснабе) Народного комиссариата чёрной металлургии (НКЧМ) в Москве и продолжала работать в этом наркомате после его эвакуации в Свердловск. Потеряла мужа и трёх братьев во время войны.
В начале Великой Отечественной войны была эвакуирована в Екатеринбург с наркоматом чёрной металлургии, в котором её мать работала экономистом.
Отец погиб в ополчении в самом начале войны.
После школы поступила в Московский авиационный институт, но, проучившись один семестр, бросила его. В 1943 году поступила во ВГИК в режиссёрскую мастерскую Всеволода Пудовкина, однако тот отказался от курса, и он был объединён с актёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, став первой объединённой мастерской.
По окончании испытательного семестра педагоги собирались её отчислить, решив, что жизненного опыта 19-летней девушки недостаточно, однако Татьяна смогла их переубедить, показав свои учебные работы. Танец Кармен из её курсовой работы впоследствии вошёл в фильм "Молодая гвардия" (1948) как танец Любки; сама Лиознова принимала участие в постановке в качестве помощника режиссёра
В 1949 году по окончании института распределили на киностудию имени М. Горького, но тут же уволили, поскольку в стране с 1947 года проводилась антисемитская кампания "по борьбе с безродным космополитизмом".
Несколько лет вместе с матерью кроила и шила одежду
В 1952 году совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни "Седая девушка" в Театре имени Е. Б. Вахтангова[ Совместно с Владимиром Беляевым написали две пьесы; одну — по мотивам китайских народных сказок, вторую — по мотивам корейского фольклора.
В 1953 году Татьяну восстановили на киностудии в качестве художественного руководителя ТПО юношеских фильмов; на этом посту проработала, вплоть до 1982 года. Некоторое время работала ассистентом режиссёра у своего учителя Сергея Герасимова, а также была вторым режиссёром во время съёмок фильма Бориса Бунеева "Таинственная находка" (1953) и дебютной картины Станислава Ростоцкого "Земля и люди" (1955)
С 1957 года снимала фильмы на киностудии имени М. Горького как режиссёр-постановщик. Свою первую картину "Память сердца" сняла в 1958 году.
В 1963 году вышел художественный фильм "Им покоряется небо", посвящённый погибшим лётчикам-испытателям. В том же году фильм получил первый приз "золотое крыло" на Международном кинофестивале авиационных и космических фильмов в Довиле (Франция)
В 1967 году вышел фильм "Три тополя на Плющихе"; через год он получил первую премию на Международном кинофестивале в Аргентине с мотивировкой "за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность".
В 1973 году завершила 12-серийный телефильм "Семнадцать мгновений весны" по роману Юлиана Семёнова, получивший широкую популярность: его многократно транслировали в течение сорока лет, имена некоторых его персонажей стали частью поп-культуры, будучи воспроизведёнными в многочисленных иронических образах и анекдотах, как лояльных, так и "антисоветских". За эту картину Лиознова была награждена орденом Октябрьской революции. По свидетельству Микаэла Таривердиева, режиссёр хотела вставить себя в титры кинофильма и в качестве сценариста, поскольку существенно адаптировала и изменила авторский сценарий для съёмок. Однако этому решительно воспротивился сам Юлиан Семёнов, в итоге спор двух творческих личностей разрешил их общий близкий друг, композитор картины Таривердиев, сказав Лиозновой: "Таня, ты не права". Режиссёр восприняла это с яростью, однако вынуждена была согласиться, после чего её отношения с Юлианом Семёновым и Микаэлом Таривердиевым были испорчены на многие годы. Позже режиссёр также объяснила, почему так называется фильм:
Я решила, что рассмотрю семнадцать дней на фоне происходящей весной сорок пятого борьбы, в рамках которых расскажу пусть о мгновеньях, пусть о часах, пусть о событиях в жизни Исаева.
С 1975 по 1980 год занималась преподаванием во ВГИКе. Вместе со Львом Кулиджановым руководила новой режиссёрско-актёрской мастерской (1975—1980), выпустив один курс
В 1980 году сняла двухсерийный телефильм в жанре социальной драмы "Мы, нижеподписавшиеся". В совершенно ином жанре — комедийного мюзикла — была выполнена её следующая картина "Карнавал" (1981)
Последней режиссёрской работой стал трёхсерийный антиамериканский телефильм "Конец света с последующим симпозиумом" (1986) по пьесе Артура Копита, однако из-за начавшихся перемен в стране он был показан всего лишь раз в начале марта 1987 года и больше не транслировался.
Умерла 29 сентября 2011 г. в Москве. Урна с прахом захоронена на Новом Донском кладбище (Донской район)
Замужем не была, своих детей не имела, приёмная дочь Людмила Лисина — дочь лётчика Василия Колошенко, близкого друга Лиозновой
Член Союза кинематографистов Российской Федерации.
Член КПСС с 1962 по август 1991 гг.
Была членом Антисионистского комитета советской общественности (АКСО) с момента основания и вплоть до роспуска в 1992 году
Режиссёрские и сценарные работы в кино
1950 Освобождённый Китай, ассистент режиссёра
1953 Таинственная находка, второй режиссёр
1955 Земля и люди, второй режиссёр
1958 Память сердца, режиссер
1961 Евдокия, режиссер
1963 Им покоряется небо, режиссер
1965 Рано утром, режиссер
1967 Три тополя на Плющихе, режиссер
1973 Семнадцать мгновений весны, режиссер
1981 Мы, нижеподписавшиеся, режиссер
1981 Карнавал, режиссер, соавтор сценария, совместно с Анной Родионовой
1986 Конец света с последующим симпозиумом, режиссер
Другие работы
1952 — спектакль "Седая девушка", по пьесе Хэ Цзинчжи и Дина Ни (совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым) — Театр имени Е. Б. Вахтангова
1953 — пьеса "Голубая звезда" (по мотивам китайских народных сказок) (совместно с Владимиром Беляевым). Постановка была в Московском ТЮЗе; одну из ролей в спектакле исполнил малоизвестный в то время Ролан Быков
1957 — пьеса "Легенда страны утренней свежести" (по мотивам корейского фольклора) (совместно с Владимиром Беляевым)
Государственные награды:
орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (20 июля 1999) — за выдающийся вклад в развитие киноискусства
орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (20 июля 2009) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность
орден Почёта (9 марта 1996) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
орден Октябрьской Революции (28 июня 1982) — за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма "Семнадцать мгновений весны" (1973)
орден Дружбы народов
орден Трудового Красного Знамени (1969)
Народная артистка РСФСР (4 сентября 1974) — за заслуги в области советского киноискусства
Заслуженный деятель искусств РСФСР (18 августа 1969) — за заслуги в области советского киноискусства
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (23 декабря 1976) — за многосерийный художественный телевизионный фильм "Семнадцать мгновений весны" (1973) производства Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Народная артистка СССР (26 сентября 1984) — за заслуги в развитии советского киноискусства
Специальный приз президента Российской Федерации (12 июня 2000) — за выдающийся вклад в развитие российского кино
Прочие награды:
Первый приз МКФ в Довиле, посвящённый теме авиации и космонавтики (1963, Франция) — за фильм "Им покоряется небо" (1963)
Премия Международного католического бюро по кинематографии на МКФ в Мардель-Плата (1968, Аргентина) — за фильм "Три тополя на Плющихе" (1967)
Первая премия ВТФ (1981) — за фильм "Мы, нижеподписавшиеся" (1981)
Приз бюро Эстонского рекламфильма на ВКФ (1982) — за фильм "Карнавал" (1981)
Приз оргкомитета кинофестиваля "Московская премьера" (2009) — за преумножение великих кинематографических традиций отечественного кино